Инвестиционный проект «ПОРТ ВЕРА»
Инвестиционный проект «ПОРТ ВЕРА»
Проект строительства морского терминала нефтяных наливных грузов МТ «Порт Вера» в районе Малого Аджалыкского лимана
Морской терминал наливных грузов
Возрастающий в мире интерес на энерго-продукты, необходимость диверсификации источников и бесперебойной транспортировки нефти по трубопроводам в страны Западной Европы создают условия по увеличению доли доставки нефти и нефтепродуктов морским транспортом из портов и в порты Украины через проливы Босфор и Дарданеллы в порты Средиземного моря и далее.
Морские торговые порты Украины, расположенные в Северо-западной части Черного моря осуществляют объемные операции по экспортно-импортным перевозкам нефти и нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо и другие) на существующих специализированных нефтетерминалах.
Самый крупный действующий нефтегазовый терминал в Украине
Самый крупный действующий нефтегазовый терминал в Украине расположен в нефтегавани Одесского порта, но наиболее перспективным пунктом по организации дополнительных мощностей является порт «Южный», расположенный в 35 км восточнее Одессы.
Заходы крупных танкеров грузоподъемностью свыше 80 тыс. т в нефтерайон ГП «Одесский морской торговый порт» ограничены существующими глубинами на подходах и в акватории (у причалов до 12,5 м).
Увеличение глубин до 17-18 м практически не реально. В нефтерайоне порта «Южный» работает морской нефтяной терминал «Пивденный» с причалом глубиной 18,5 м, обрабатывающий танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. т.
Для обоснования целесообразности и технической возможности строительства нового нефтетерминала в районе порта «Южный», проект «Порт Вера» привлек компанию «Transsystems» (США).
Американские специалисты провели исследования перспективности строительства и разработали мастер-план нового морского терминала нефтяных наливных грузов.
Обоснование строительства морского нефтяного комплекса «Порт Вера» в районе п. Южный.
Строительство морского нефтяного комплекса «Порт Вера» в районе порта «Южный» предназначено для:
-приема высокозастывающих нефтей (предварительно Каспийская) и нефтепродуктов из железнодорожного транспорта в резервуары;
-хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарном парке.
-налив в танкеры нефти и нефтепродуктов.
В данном районе существует морской нефтяной терминал «Пивденный», который принадлежит ОАО «Укртранснефть».
Назначение данного терминала это прием (налив) низковязких (не застывающих) нефтей из танкеров дедвейтом 80-100 тис тон, хранение в резервуарном парке, перекачка нефти по нефтепроводу Одесса - Броды (в том числе реверс). Мощность МНТ «Пивденный» - 9 млн. т./год.
Существующие сооружения позволяют принимать только низкозастывающую нефть по трубе, налив (прием) из морского транспорта.
Состав технологических сооружений включает:
-резервуарный парк объемом 200 тыс. мЗ ( 10 резервуаров по 20 тыс мЗ каждый с плавающей крышей);
-насосный цех №1 ;
-подпорная насосная;
-блок фильтров;
-площадка с регулирующими задвижками;
-технологические трубопроводы;
-причал ЗН;
-блокировочные трубопроводы с узлом СОД;
-очистные сооружения;
-объекты энерго-, пожаро-, водо-, газо-, снабжения;
-внешние и внутренние инженерные сооружения.
Для перевалки высокозастывающих нефтей данный терминал технически не подготовлен и для возможности выполнения операционной деятельности необходимо строительство следующих объектов и сооружений:
-реконструкция, расширение и новое строительство железнодорожных путей на ст. Черномоская, ст. Береговая, подводящих путей к ж/д эстакаде;
-2 двухсторонние ж/д эстакады для слива нефти (60 и 30 вагоно- цистерн);
-резервуарный парк объемом 250-280 тыс. мЗ. ( надземные вертикальные резервуары с стационарной крышей, подогревателями и теплоизоляцией по 10, 20 или 30 тыс. мЗ каждый );
-насосная цех для высокозастывающей нефти;
-УЛФ;
-площадка теплообменников;
-площадка дренажных емкостей ;
-термомаслянная котельная;
-оперативный или коммерческий узел учета;
-береговой причал или рейдовый причал (точечный налив);
-строительство резервуаров с теплоизоляцией и подогревателями;
-трансформаторная подстанция 110/10 кВ;
-щитовые колич. 6-8;
-операторная;
-очистные сооружения ;
-пожарное депо на 2 автомобиля;
-канализационная насосная станция пожаротушения ;
-канализационная насосная станция бытовых стоков;
-канализационная насосная станция дождевых стоков;
-дизельная электростанция;
-инженерные сети;
-административно-бытовой корпус с автостоянкой;
-блок электропомещений.
Данный объект относится к потребителям 1 категории по надежности электроснабжения, поэтому необходимо два независимые внешние источники электроснабжения от ПС Аджалык 330/110 кВ (3-3.5 км).
Для обеспечения газом термомаслянной котельной необходимо строительство газопровода среднего давления от морского порта «Южный».
Учитывая высокие требования к охране окружающей природной среды, требований эксплуатации аналогичных нефтяных терминалов в странах Евросоюза (в соответствии с принятыми законами эксплуатация аналогичных объектов запрещена без установки УЛФ ) и США , а также в целях сокращения расходов нефти и уменьшения выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу терминал «Порт Вера» будет оборудован системой УЛФ.
Процесс УЛФ основан на новейшей технологии, а именно адсорбции через активированный уголь и десорбции с помощью вакуума, абсорбции десорбированных паров в противоточной жидкости.
Таким образом, для осуществления технологических операций с высоковязкими продуктами невозможно технологически использовать существующий терминал «Пивденный», а необходимо строительство нового терминала.
Для строительства нового нефтяного комплекса необходимо около 50-60 га земли. С учетом расширения ассортимента нефтепродуктов или объема перевалки на перспективу необходимо еще отвод в постоянное пользование 15-20 га земли.
До начало строительства необходимо разработать ТЭО или Проект. Разработанная документация должна пройти комплексную государственную экспертизу в Центральной службе «Укринвестэкспертиза».
Краткая характеристика одноточечного рейдового причала.
В состав строительства данного сооружения входит :
-подводный трубопровод диаметром 1020 мм от одноточечного причала SALM до точки стыковки с блокировочными трубопроводами протяженностью 3.4- 4.5 км;
-одноточечный рейдовый причал типа SALM . Причал SALM состоит из стального цилиндрического буя высотой 15-17 м и диаметром 5 м, заякоренного на одной жесткой цепи повышенной прочности, закрепленной на основании, которое заанкеровано в дно.
Использование одноточечных рейдовых причалов типа SALM для загрузки (разгрузки) танкеров имеет ряд преимуществ а именно :
-SALM может эффективно функционировать при шторме и не является чувствительным к изменениям ветра, волн или течений;
-SALM можно легко транспортировать и устанавливать на рейде на естественных глубинах , которые являются достаточными для швартовки танкеров любого размера;
-SALM уменьшает функциональную зависимость от судов обеспечения , подсоединяющих шланги и работу других судов в порту «Южный»;
-SALM сокращает цикл обработки танкеров;
-SALM является простым, испытанным и предельно износоустойчивым, который требует незначительного технического обслуживания и работает даже в неблагоприятной среде;
-применение новых технологий производства и эксплуатации шлангующих устройств, что позволят, в аварийном режиме автоматически и мгновенно отсоединиться от танкера, избегая каких-либо разливов нефти на море;
-сравнительно низкие эксплуатационные расходы.
Строительство одноточечного рейдового причала дает возможность принимать танкера дедвейтом от 80 тыс. т до 150 тыс. т.
Экономическая эффективность по сравнению с морским транспортом танкера дедвейта 60 тыс. т., на примере перевозки на участке Новороссийск (Новозерное) -Одесса составляет для 80 тыс. т. 6,3 %, для 100 тыс. т., 10,5 %, для 150 тыс. т. 14,9 %.
Существующие железнодорожные пути
Целевое назначение земельных участков – ведение товарного сельскохозяйственного производства.
Через участок , к перегрузочному нефтепричалу, проходит трубопровод ННТ «Південний» а также водопровод, канализация, кабель высокого напряжения и кабель связи.
Участок граничит:
- с автодорогой проходящей к порту Южный с фасадной стороны,(242м);
- с нефтетерминалом «Південний»;
- с тыльной стороны к участку примыкают вытяжные пути порта «Южный».
В 2003г. Пройден этап предварительного согласования места строительства на землях ООО «Энерго Продукт-2» нефтетерминала.
Получено согласие:
- Сычавского сельского совета.
-Коминтерновский районной государственной администрации.
-принято распоряжение Одесской государственной администрацией.
-утверждено решением Одесского областного совета.
Статус проекта
Одесской областной государственной администрацией материалы, установленным порядком, направлены на решение Кабинета Министров Украины.
В 2004 году ОАО «Институт транспорта нефти» разработал технико-экономическое предложение строительства морского нефтяного перевалочного комплекса.
¨В 2005 году, институтом «ЧерноморНИИпроект» разработана технико-экономическая оценка строительства нефтеналивного терминала.
Кабинетом Министров Украины и частными инвесторами участок неоднократно рассматривался под строительство нефтеперерабатывающего завода высокой очистки, а также под строительство LNG- терминала.
Развитие проекта было приостановлено в связи с политической и экономической ситуацией в Украине, а также в связи с тем, что в 2008г. Правительством Украины был наложен мораторий на изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель.
Материалы и предложения проекта «Порт Вера»
по развитию портового комплекса и железнодорожного транспорта в 2004 г. были направлены Министру транспорта и связи, в Кабинет Министров и Президенту Украины.
В 2005 г. государственный украинский институт «Черноморниипроект» с привлечением ООО «Транспроект» разработал расширенные пред проектные технические предложения «Технико-экономическая оценка (ТЭО) по строительству морского терминала нефтеналивных грузов МТ «Порт Вера» в районе М.Аджалыкского лимана».
В выполненных проработках рассмотрено два варианта грузооборота: перегрузка только сырой нефти в объеме до 10 млн. т в год и сырая нефть + нефтепродукты в объеме до 11 млн. т в год.
¨Компоновка причального фронта также предусматривает два варианта:
-внутри закрытой акватории лимана;
- на внешнем рейде в море на расстоянии 5 км от берега.
Морское расположение предусматривает возможность прокладки подводного трубопровода, устройство причалов типа «Дельфин», «SALM» и бочковую стоянку. На причалах устанавливается оборудование, позволяющее работать в прямом и реверсивном режимах.