Шейх Нахайан бин Мубарак Аль Нахайан, министр высшего образования и научных исследований ОАЭ с членами украинской делегации
Одесская компания «Коммерсант» в середине 90-х годов стала известна тем, что первая стала заниматься коммерческой и промышленной недвижимостью в Украине. Ее основатель и генеральный директор Валерий Локайчук побывал в Дубае в составе делегации украинских бизнесменов в июне этого года. Итоги своего визита Валерий Федорович любезно согласился обсудить с корреспондентом «Деловых Эмиратов».
- Валерий Федорович, каковы Ваши впечатления от Дубая, проведенных встреч?
- Я приехал в Дубай из Вены, где проводилась международная выставка недвижимости Real Vienna. Там мы были просто посетителями, а здесь, в Дубае, мы встретились с представителями группы компаний DP World, хорошо нам знакомой уже много лет. Для этой встречи нами была подготовлена презентация проекта строительства контейнерного терминала в самом глубоководном (16 метров) черноморском порту «Южный».
С компанией DP World мы вели переговоры еще 2004 году, когда данный проект только разрабатывался. Тогда проект делали и мы, и американская корпорация Trans System. И это единственный проект в мире, где под контейнерный терминал выделено 132 га частной земли, и 99 га под нефтяной терминал с километровой береговой зоной под строительство причала. Не знаю, к чему приведут переговоры в DP World, но пообщаться с ними в очередной раз было интересно.
Наш проект был выполнен с учетом самых инновационных международных технологий. Реально, под контейнерный терминал нужно всего 46 га земли, мы же делаем 132 га, чтобы там разместились и таможенная зона, и свободная зона, и судоремонт, и сборка, и логистика, и складские помещения. Словом, этот проект должен стать эталонным с точки зрения мировых стандартов. Сюда мы приехали, чтобы найти партнера, с которым можно сотрудничать и в будущем.
- DP World в качестве такого партнера не подходит?
- Компания DP World взяла в оперативное управление в 2004 году порт Констанца, и если сегодня Одесса запустит свой новый контейнерный терминал, то это будет 5 млн контейнеров в год, что намного превышает и обороты Констанцы, и многих других портов в мире. Поэтому, мы практически каждый год встречаемся с DP World, чтобы понаблюдать за их настроениями и за тем, что происходит. Мы уже получили предложение от конкурентов DP World – сингапурской компании ACDC. Кроме того, мы ведем переговоры и с другими компаниями.
Мы сообщили DP World, что к октябрю мы будем объявлять тендер на поиски оператора порта «Вера», который должен будет стать нашим стратегическим партнером и осуществлять общее руководство над деятельностью порта. У нас уже сегодня есть заявки на загрузку порта на 300%(!). Такое количество компаний заявили о своем желании грузиться у нас. Думаю, что руководству DP World стоит к данной тенденции присмотреться.
- Возвращаясь к ОАЭ, что Вас больше всего впечатлило в ходе визита?
- Да, многое. И масштабы строительства, в том числе. Это, учитывая, что климат в ОАЭ все-таки довольно тяжелый. Зимой еще более-менее, а летом – очень жарко, и каждое деревце надо постоянно поливать.
Отличное впечатление на меня произвели все деловые встречи, организованные для нас во время этой поездки Украинским торговым центром в странах Персидского залива. Нами обсуждались и вопросы проведения международного юридического форума в ОАЭ, и двустороннего экономического и научного сотрудничества, и многие другие.
Мне кажется, что международный юридический форум, например, привлечет еще большее внимание всей мировой общественности к Арабским Эмиратам. Когда мы проводили подобный форум в Пекине, и на нем присутствовало более двадцати генеральных прокуроров из разных стран мира, на Китай, по-моему, тогда все впервые взглянули, как на правовое государство. Форум проводился в двух крупнейших городах Поднебесной: три дня в Пекине и три дня в Шанхае. Я думаю, что Китай тогда смог извлечь из проведения международного мероприятия подобного масштаба максимум пользы и выгоды для себя. То же самое может произойти и в Эмиратах. Это молодое государство, стремительно идущее вперед в своем развитии, и статусные мероприятия такого ранга ему точно не повредят. Мне кажется, что представители МИД ОАЭ, с которыми мы встречались и общались по данному вопросу, восприняли наше предложение с большим пониманием. А если форум провести и в столице страны Абу-Даби, и в Дубае, развивающем туризм, торговлю, биржевую деятельность и другие сферы бизнеса, то этот форум получит глобальный резонанс.
Я знаю, что Эмираты сегодня стоят на пороге подписания международного соглашения о свободной торговле с Западной Европой, за ним последует подписание такого же документа с США. Легализация этих процессов находится в зоне пристального внимания Всемирной Ассоциации юристов,членом которой я являюсь. Конечно, это неправительственная организация, а профессиональный клуб, но если члены этого клуба скажут: «Эмираты – это здорово, здесь можно работать!», то иностранные инвесторы сюда поедут в неимоверном количестве и с большими капиталами. Условия для инвестирования здесь просто шикарные, благодаря безналоговой системе, отличной инфраструктуре и наличию свободных зон. Но пока сюда многие приезжают, чтобы привлечь эмиратские капиталы в свои страны и проекты, а при грамотной подаче потенциала ОАЭ все может обернуться другой, более выгодной для Эмиратов, стороной.
- А куда бы Вы, при случае, инвестировали свои средства? В каких эмиратских проектах хотели бы участвовать?
- Я бы более пристально присмотрелся к Абу-Даби как к столице государства ОАЭ. Мне кажется, что правовая и экономическая мощь ОАЭ должна закладываться именно в столице. Даже строительный бум в Дубае, который мы наблюдаем сейчас, через какой-то промежуток времени немного стабилизируется, так как любой рынок, в том числе и рынок недвижимости, не может находиться в стадии постоянного роста. И тогда придет время Абу-Даби и других эмиратов, которые уже сегодня предлагают потрясающие и очень выгодные инвестиционные проекты, но пока остающиеся в тени. Инвесторы, ослепленные блеском очень активного Дубая, их не замечают, но это пока. Те, кто раньше других сможет занять существующие ниши, через пару-тройку лет смогут пожинать плоды своей дальновидности. Я, например, присмотрелся бы к этим нишам и к этим проектам.
Что было бы интересно нам, как украинским бизнесменам и юристам? Конечно, нам небезынтересно участвовать в нефтегазовых разработках, в совместных телекоммуникационных проектах, в обучении эмиратских студентов основам фундаментальной науки, которой на сегодняшний день в Эмиратах нет. В составе нашей делегации приехал академии НАН Украины Ярослав Яцкив, который предложил руководителям государственных департаментов ОАЭ всевозможные варианты сотрудничества в сфере науки и образования – от обмена студентами и внедрения инновационных технологий, разработанных украинскими учеными до целенаправленнойподготовки украинских специалистов для работы в СЭЗ ОАЭ и профессионального рекрутинга таких специалистов. Украина может многое предложить, и во многих сферах у нас есть возможности для сотрудничества с эмиратской стороной, в том числе и привлечение инвесторов из ОАЭ к различным проектам на территории Украины.
- Значит, нужно приезжать снова и снова? Встречаться не только с государственными чиновниками, но и представителями делового сообщества Эмиратов?
- Значит, будем приезжать. Благо, здесь есть и эффективно работает Украинский торговый центр, сотрудники которого могут организовать для заинтересованных сторон любые встречи на любом уровне, а также профессиональная и очень активная позиция посольства Украины в ОАЭ во главе с господином Пасько. А это значит, что украинский бизнес будет здесь, во-первых, услышан, а во-вторых, и понят со временем. И как только наступит взаимопонимание, настанет время взаимовыгодного сотрудничества во всех областях.
Если говорить образно, то после рабочего визита в Дубай украинской делегации, в состав которой входили и представители Одессы, два этих города станут ближе. Ведь у членов делегации остались не только приятные впечатление от пребывания в ОАЭ – они вернулись с конкретными планами дальнейшего сотрудничества.
Эмиратцев в первую очередь интересуют следующие сферы деятельности:
Энергетика, в частности, нефтегазовый комплекс, разработка месторождений углеводородов на черноморском шельфе;
Связь и телекоммуникационные системы, участие в приватизации «Укртелекома»; Логистика и транспорт, строительство и реконструкция транспортных и логистических систем, морских грузовых терминалов и аэропортов;
Развитие туристической инфраструктуры, строительство отелей и автодорог, участие в подготовке объектов футбольного чемпионата Европы 2012 года;
Реализация наукоемких проектов, связанных с освоением космического пространства, улучшением экологии, опреснением воды;
Научные исследования, подготовка кадров и обмен группами студентов.
Бурно развивающиеся в последние годы рынки недвижимости в ОАЭ и Украине представляют интерес как для эмиратских, так и для украинских инвесторов. С другой стороны, в ОАЭ наработан успешный опыт во многих сферах, который может быть полезен Украине:
Создание эффективных свободных экономических зон и технопарков;
Практика развития городской инфраструктуры, гражданского и транспортного строительства;
Современные системы пассажирского транспорта (монорельсовое метро и другие проекты);
Развитие индустрии отдыха и туризма;
Работа над повышением инвестиционной привлекательности страны и обмен инвестициями.
Если на межгосударственном уровне сотрудничество осуществляется через посольство Украины в ОАЭ, Украинский торговый центр в Дубае, то связи деловых кругов еще не вышли на уровень, соответствующий потенциалам обеих стран. Поэтому и был так важен визит представителей украинского бизнеса в ОАЭ – чем больше точек соприкосновения, тем больше товарооборот межу странами. Очередным городом Украины, установившим деловые связи с Дубаем на уровне конкретных компаний, стала Одесса, а именно – юридическая фирма «Коммерсант».
«Наша компания – ровесница независимой Украины: она зарегистрирована 15 августа 1991 года за неделю до провозглашения независимости страны, – говорит президент фирмы «Коммерсант» Валерий Локайчук. – Опыт и наработанныесвязи в структурах бизнеса и органах власти, безукоризненная репутация и имидж фирмы позволяют нашим клиентам быстро и эффективно достигать цели: будь то приобретение офисных или производственно-складских помещений, создание сети магазинов, ресторанов или гостиниц».
Новые возможности для инвесторов представляет формирующийся в Украине рынок земли. В этом секторе компания «Коммерсант» эффективно работает с украинским и иностранным капиталом. Сельское хозяйство, транспорт, логистика, производство, отдых и туризм – далеко не полный перечень тем проектов одесской компании.
«Коммерсант» привлекла к работе лучших специалистов, а при необходимости приглашает экспертов самого высокого уровня. Компанией подписаны меморандумы, протоколы и соглашения о сотрудничестве с различными государственными и международными структурами, в том числе с Фондом государственного имущества Украины на проведение экспертной оценки и оказание услуг по подготовке объектов к приватизации.
«Сотрудничество с «Коммерсантом» для клиента всегда эффективно и выгодно, – продолжает рассказ о своей компании Валерий Локайчук. – Среди клиентов «Коммерсанта» люди, хорошо известные в мире бизнеса, политики и экономики. Мы ценим доверие каждого из них и дорожим своей репутацией».
«Коммерсант» – активный участник, международных выставок «ИнтерТрансПорт», «Недвижимость и инвестиции», «Международный форум инвестиций и инноваций в Одессе», «Real Vienna 2007».
Фирма «Коммерсант» осуществляет юридическое и консалтинговое сопровождение инвестиций на Украине. База данных компании включает интересные предложения для инвестиций, купли-продажи бизнеса и коммерческой недвижимости.
[Порт Вера] Из предложений компании «Коммерсант» для инвесторов:
Промышленная площадка в центральной части Одессы: земельный участок 65 га с промышленными зданиями, сооружениями и инженерными сетями на побережье Черного моря под крупный инвестиционный проект (инвестирование $200 млн., целесообразно перепрофилирование).
A Промышленная площадка в центральной части Одессы: земельный участок 4,6 га с промышленными зданиями, сооружениями и инженерными сетями на побережье Черного моря. Рядом парк и пляж (инвестирование $20 млн, перепрофилирование под зону отдыха, торгово-развлекательный центр).
БМонументальное здание 6300 кв. м под клуб, казино, банк в историческом центре Одессы, земельный участок 0,3 га, все коммуникации (инвестирование $20 млн.).
В1,17 га участок с причалом для маломерных судов на берегу Черного моря в Одессе, частная собственность, по фасаду – песчаный пляж. Предлагается под строительство отеля (пансионата), стоимость – $7,2 млн.
ГПроект застройки 5-9 этажного жилого комплекса общей площадью 13 тыс. кв. м с подземным гаражом 2400 кв. в центре Одессы (ул. Большая Арнаутская), стоимость – EUR 6 млн.
Один из проектов «Коммерсанта», заслуживающий отдельного внимания, обсуждался с дубайскими портовиками. Вице-президент DP WORLD господин Мэтью Лич ознакомился с инвестиционным проектом «Порт Вера». Данным проектом предусмотрено строительство контейнерного терминала на восточном берегу Малого Аджалыкского лимана (северозападная часть Черного моря), который является самым глубоководным в Черном море – его глубина составляет 16 м.
Лиман расположен в акватории одного из самых крупных морских портов Украины – «Южный». Расстояние до Одессы – 35 км.
Проектом «Порт Вера» предполагается строительство нового частного морского комплекса для перевалки контейнерных грузов, а также обработки генеральных колесных грузов (автомобили, металл, оборудование). Проектом запланировано также строительство причального фронта длиной 950 м и глубиной 16 м. Ориентировочная пропускная способность составит 720 тыс. контейнеров в год – с увеличением до 1,7 млн. контейнеров по завершению строительства.
Общая площадь земельного участка – 132 га. Имеются все необходимые документы по данному земельному участку, получено согласование на строительство.
Ориентировочная стоимость проекта (с учетом развития инфраструктуры и реконструкции подъездного пути) – 270 млн. евро.
Вторая очередь проекта «Порт Вера» – строительство морского терминала нефтеналивных грузов. Площадь земельного участка – 100 га. Пропускная способность нефтекомплекса – до 12 млн. тонн в год. В рамках данной части проекта также предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода. Важным фактором здесь является близость нефтепровода «Одесса-Броды».
Стоимость второй части проекта составляет 320 млн. долларов США.